
Памятка для родителей
Профилактика деструктивного поведения подростков
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Проще говоря, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д.
Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это устойчивое поведение личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
• любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;
• несчастная любовь/разрыв романтических отношений;
• ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
• травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства (в том числе в соцсетях);
• тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, тяжелое заболевание);
• разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;
• неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию:
1. Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
2. Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
3. Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; доверительные разговоры с близкими, творчество).
4. Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).
5. Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить,
что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.
6. Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.
7. Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических ситуациях.
8. При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).
Памятка для родителей
Профилактика деструктивного поведения подростков
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Проще говоря, когда внутренний мир человека подвергается опасности, он начинает разрушать все вокруг: проявляет грубость по отношению к людям или животным, портит имущество, совершает насильственные действия и т.д.
Чаще всего такое поведение свойственно подросткам, ведь они переживают в своей жизни переломные моменты, происходят возрастные изменения психики; они сталкиваются с первыми проблемами в обществе, непониманием со стороны взрослых, в результате чего происходят деструктивные изменения личности, которое выражается в разрушительных поступках.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – это устойчивое поведение личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
• любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;
• несчастная любовь/разрыв романтических отношений;
• ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
• травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства (в том числе в соцсетях);
• тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, тяжелое заболевание);
• разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;
• неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Что делать, если ваш ребенок переживает кризисную ситуацию:
1. Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.
2. Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
3. Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; доверительные разговоры с близкими, творчество).
4. Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания).
5. Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить,
что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учеба и дела по дому.
6. Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.
7. Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических ситуациях.
8. При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).